Главная > История > Тульские заставы

Тульские заставы

13 февраля 2015 - Администратор

По повелению Екатерины II русские города строились по утверждённому императрицей плану. Тула получила план регулярной застройки в 1779 году. В нём указывалось, где должен быть размещён гостиный двор, а где присутственные места, где надо разбить городской сад, как спрямить улицы и т.д. Отдельное внимание в плане уделялось въездным воротам.

Так в Туле по распоряжению Екатерины появились заставы со стороны Калуги, Воронежа, Киева и Москвы. Что же представляла из себя застава? По обеим сторонам дороги устанавливались каменные обелиски, на которых был изображён двуглавый орёл и герб города, а также пограничные столбы, обозначавшие въезд в губернскую столицу. Тут же была будка для караула – кордегардия и шлагбаум. В обязанность городских стражников входила проверка документов у тех, кто въезжал в Тулу. В пограничных городах, где была ещё и таможня, на заставе взималась плата за ввозимые и вывозимые товары.

Пограничные заставы в то время стояли на въездах всех русских городов, а там, где было более богатое «общество» возводили ворота и триумфальные арки. У Киевской заставы в Туле, в память о визите Екатерины II в 1784 году была установлена деревянная триумфальная арка. По предположению краеведов, непрочная конструкция сгорела в одном из пожаров в конце 18 в.

Названия всех четырёх застав до начала 20-го в. использовались в тульском лексиконе: губернский статистический комитет долгое время располагался по адресу «за Киевской заставой»; католический костёл и музей кустарной и фабричной промышленности находились «у Киевской заставы»; бесплатную лечебницу можно было найти «за Московской заставой», а скотобойню «у Воронежской заставы»; городские власти в 1909 году выделили место для нечистот «за Калужской заставой». При этом караульные помещения и заставные столбы можно было увидеть только на Миллионной и Киевской улице. Заставы были визитными карточками Тулы и изображались практически на всех почтовых открытках, посвящённых городу.

После революции с заставных столбов были сбиты гербы и двуглавые орлы, а затем исчезли и сами обелиски. Киевская застава в 1927 году мешала прокладывать трамвайные пути, а Московская – расширять улицу Октябрьскую.

Город Тула фото-406 Город Тула фото-399 Наш город Тула фото-464 Город Тула фото-391 Тула город фото-279 Город Тула фото-376 Тула город фото-287 Город Тула фото-336 Город Тула фото-385 Город Тула фото-333 Город Тула фото-408 Наш город Тула фото-422 Город Тула фото-394 Тула город фото-288 Город Тула фото-334 Посмотреть все фотографии в этом альбоме

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

!